Data driven подход — это способ принятия решений, базирующийся на анализе данных. Данный способ может быть как основным, так и дополнительным к интуитивному способу принятия решений, поскольку, последний часто используют руководители высшего звена с солидным бэкграундом.
Достоинства data driven подхода:
- Принятие решений на основе данных защищает от принятия эмоциональных решений, которые могут быть не самого лучшего качества. О противоборстве эмоций и логики на ментальном уровне при принятии решений написано достаточно много литературы, с которой стоит ознакомиться тем, кто ещё думает нужно ли переходить на данный способ принятия решений или использовать текущий. Даниэль Канеман является один из наиболее известных и упоминаемых учёных, исследующих данную область.
- Возможность измерять качество принятых решений, измеряя текущие KPI и те, к которым стремится компания. Это также позволяет оценивать качество результата избегая нечеткой логики и формулировок, подобных «плохие продажи», «недостаточный уровень сервиса» и прочих, используемых часто при оценке результатов.
Очевидно, что перейти к данному способу принятия решений способны только компании, уже находящиеся на определённому уровне развития в плане работы с собственными данными.
Имея несколько отчётов Excel, являющихся основными источниками информации в плане финансов и продаж, и заполняемых хаотично различными сотрудниками, будет невозможно перейти к data driven подходу. Потребуется перестройка системы учета показателей и выработка регламентов по заполнению Excel отчетностей.
Хотя, с вероятностью более 90% подобная компания не станет задумываться о подобном переходе.
Чем обеспечивает подобный подход:
— качественные данные. Это крайне объемный вопрос, поскольку количество источников, которые используются в компании для остеживания KPI.
Естественно, чем больше источников и чем больше вовлечено сотрудников к их созданию (заменить), тем больше ошибок будет допускаться.
Идеальным представляется полностью автоматизированным процесс наполнения истогнчиков данными, что безусловно, проще сказать чем сделать.
Рассмотрим пример, который встречали в нашей практике:
Отчёт по продажам готовится на базе трёх источников: CRM, 1С, Excel файлы, заполняемые региональными менеджерами на местах. Причём, файлы Эксель велись параллельно с CRM системой, поскольку не на всех сотрудников были закуплены лицензии.
Контроль корректности заполнения источников. Это
Проблематика data driven подхода:
- Трудность объективного и количественного измерения показателей от принятых решений
Инструменты для поддержания «чистоты» данных:
- MDMсистемы
- BI, что такое bi читайте в нашей статье